+7(385)253-3292

АЛТАЙ. ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО

Интересные факты о Пионере Алтая

  • Теплоход «Пионер Алтая», по паспорту ОМ-145, был доставлен на Телецкое озеро из Московского пароходства Северным морским путем через систему каналов, морей Северного ледовитого океана, Обскую губу, Обь и Бию по высокой воде. Все это расстояние он прошел своим ходом. 
  • В 70-ые годы прошлого века теплоход «Пионер Алтая» ежедневно совершал круиз по всей акватории Телецкого озера и перевозил более 200 пассажиров.  
  • В годы застоя в баре «Пионера» продавалось шампанское Абрау Дюрсо, оно ящиками хранилось на складах турбазы «Золотое озеро».  В это же самое время даже в Москве найти его было проблематично.   
  • За те  20 лет, которые «Пионер» простоял заброшенный на берегу, попытки восстановить судно предпринимались разными людьми в разное время как минимум 4 раза, и только Ивану Южакову, его настоящему владельцу, удалось это сделать.
  • За последние  30  лет «Пионер Алтая» - первый в Западной Сибири случай восстановления судна такого класса с целью пассажирских перевозок.
  • По предварительным оценкам специалистов, на восстановление «Пионера» должно было уйти 5 лет,  причем, в доках. Иван Южаков сделал это фактически за 2 года, в селе Иогач (север Телецкого озера). 
  • В процессе восстановления «Пионера» принимали участие около 200 человек. На замене дна в течение двух месяцев работали три бригады портовых сварщиков со специальными допусками, всего в восстановлении теплохода участвовало около 60 сварных.
  •  География комплектующих  нового «Пионера» - от Западной Европы до Приморья  и Китая.  Узлы и агрегаты приходилось выписывать отовсюду - Барнаул,  Новосибирск, Новокузнецк, Уфа, Нижний Новгород, Муром, Астрахань, Санкт-Петербург, Москва, Хабаровск и т.д. Например, громкоговорящая связь «приехала» из Мурома, двигатели - из Хабаровска, а пожарный насос - из Германии.  
  • На замену днища теплохода потребовалось 12 тонн судовой стали, которую заказывали в Новокузнецке и готовили специально для «Пионера». Когда ее привезли на Телецкое, она была еще теплой.
  •  У теплохода «Пионер Алтая» два двигателя, два винта и два якоря. Один якорь «Пионера» сохранился на теплоходе с советских времен, второй пролежал около 15 лет на дне Телецкого озера. Его нашли и достали из воды в сентябре 2013 года. Для этого Ивану Южакову пришлось провести целое поисковое мероприятие с участием водолазов, прежде чем удалось выяснить, где именно он лежит. Результаты поиска привели Ивана к причалу турбазы «Золотое озеро». Якорь из озера доставал сам «Пионер» с помощью лебедки и брашпиля (устройство для поднятия трапа).
  •  Свое название «Пионер Алтая» теплоход ОМ-145 получил в честь одного из торпедных катеров, которые были построены в первые годы Великой Отечественной войны на собранные алтайской молодежью средства, а в 1943 году переданы на Балтийский флот. Торпедоносец «Пионер Алтая» доблестно сражался в боях с неприятелем и один из немногих своих «земляков» дожил до Победы. На алтайском катере не было моряков с Алтая, но имя Алтая они несли высоко, достойно и не посрамили его. Памятная доска из нержавеющей стали с рубки «Пионера Алтая» до сих пор хранится в Центральном военно-морском музее (г. Санкт-Петербург).
  •  За три года своей «новой жизни» теплоход «Пионер Алтая» перевез около 3000 тысяч школьников Республики Алтай, больше половины из них - бесплатно, по собственной социальной программе.